РОССИЯ - СНГ - ЕВРОПА - АМЕРИКА - АЗИЯ - АФРИКАРОССИЯ - СНГ - ЕВРОПА - АМЕРИКА - АЗИЯ - АФРИКАРОССИЯ - СНГ - ЕВРОПА - АМЕРИКА - АЗИЯ - АФРИКАРОССИЯ - СНГ - ЕВРОПА - АМЕРИКА - АЗИЯ - АФРИКАРОССИЯ - СНГ - ЕВРОПА - АМЕРИКА - АЗИЯ - АФРИКА




21.07.2008

Мы будем запускать «Союзы» под носом у американцев

На космодром во Французской Гвиане отправилось первое судно с техникой для стартового стола российской ракеты

- 10 июля в 11 часов 17 минут из Петербурга вышел первый корабль с оборудованием, - с этой фразы, произнесенной разве что не голосом Левитана, начал рассказ Жан-Марк АСТОРГ, руководитель проекта «Союз в Гвиане» Французского космического агентства. Мне торжество француза было хорошо понятно. С 2005 года идут разговоры о запусках с космодрома Куру российских «Союзов». Разговоры, разговоры, разговоры... И вот наконец в Гвиану (одну из немногих оставшихся заморских территорий Франции) отправилась техника, которая будет удерживать ракету на стартовом столе.

- Мы уже построили здание монтажно-испытательного корпуса,  выдолбили в гранитной породе глубокую яму под газоотвод, - объясняет Асторг, показывая на генеральном плане результат работы мозолистых рук французских строителей. - Второй корабль уйдет в ноябре, третий - в конце года. Дело пошло!

Французы рассчитывают весь наземный комплекс для запуска вместе с российскими инженерами собрать всего за год и уже в 2009 году запустить первый «Союз». Планы почти что стахановские. Что поделать: конкуренция! С появлением российской ракеты, Куру станет одним из самых выгодных космодромов для коммерческих запусков. Сейчас оттуда пускают ракету Европейского космического агентства «Ариан-5». Это - тяжелая ракета, может поднимать до 19 тонн грузов полезной нагрузки на круговую орбиту. Будет еще ракета легкого класса «Вега» - с выводом нагрузок до 3 тонн. А «Союз» -  среднего класса  (с широты Куру она сможет на  орбиту поднимать до 9 тонн). У заказчиков появится, как сказали бы в бакалейном магазине, «полный ассортимент».

Хитрый ход

Французы придумали хитрый ход.

- Мы предлагаем услуги по выведению спутника на нужную орбиту. А вот каким носителем - решаем сами. В зависимости от того, какой уже подготовлен к старту.

И это тоже впервые. Во всем мире спутник «привязывают» к конкретной ракете, точно просчитывают характеристики. А если аппарат легче, чем по силам поднять ракете, а второго попутного груза нет? Получается, заказчик платит за старт лишние деньги. На Куру будет экономнее. Нужно отправить легкий телекоммуникационный спутник - подойдет «Вега». Нужно запустить два таких аппарата - пожалуйте на «Союз». «Если, конечно, это технически возможно», - оговаривает Асторг: не каждый аппарат можно пускать в компании с другим.

Запуск «Союзов» с Куру - второй масштабный проект экспорта отечественных космических технологий. Первый - совместный с американцами, украинцами и норвежцами - «Морской старт» (у российской ракетно-космической корпорации «Энергия» 25-процентный пакет акций). Ракеты «Зенит» запускают с плавучей платформы-космодрома, для старта отправляющейся в район экватора. Дело это успешное и прибыльное. Теперь «Союзы» будут запускать из Южной Америки. И, опять же, мы не передаем, а продаем Европейскому космическому агентству ракету и услуги по ее запуску, а прибыль делим пополам.

- Мы думаем, в год будет происходить до четырех запусков «Союзов» с Куру, - говорит мне Асторг. - И уже знаем, что одним из первых на вашей ракете стартует спутник Французского космического агентства «Плеяды» (он нужен для съемки поверхности Земли. - Авт.).

Российских специалистов в Гвиане ждут с нетерпением. Уже построены несколько гостиниц.

- 24 июля приедет первая бригада российских специалистов - 14 человек, в августе их будет более сотни - монтажников, сборщиков. А во время подготовки запуска ракеты будет работать более двухсот российских специалистов, - говорит Асторг. - Не думаю, что у них будет много свободного времени. Но  все же мы продумали досуг ваших инженеров. Закупили водные мотоциклы, лодки, удочки - все-таки Куру на берегу океана.

Ракета по-новому

С Куру, кстати, будет стартовать модернизированная ракета «Союз», собранная в Самарском космическом центре. Плюс для вывода  будут использовать разгонный блок «Фрегат», разработанный в подмосковном НПО им. С. А. Лавочкина. И еще одно новшество.

- На ваших космодромах - Байконуре и Плесецке - стыковка космического аппарата и ракеты происходит в горизонтальном положении в МИКе (монтажно-испытательном корпусе). На Куру технология будет иная. Сначала ракету ставят на стартовый стол, затем с помощью мобильной башни устанавливается полезная нагрузка - спутник с обтекателем.

- А с Куру можно будет запускать и космонавтов?

- Пока космического корабля нового поколения нет. Но я знаю, что он разрабатывается в России и есть планы к 2015 году начать на нем летать. Поэтому мобильная башня на Куру спроектирована такой высоты, чтобы была возможность в дальнейшем ставить на «Союз» новый пилотируемый корабль.

КСТАТИ

Не составит ли Куру конкуренцию Байконуру?

Сейчас в мире большой спрос на запуски телекоммуникационных, навигационных, метеорологических спутников на так  называемую геопереходную орбиту. Куру, расположенный почти на экваторе, специализируется именно на таких запусках, что не делают на Байконуре. Мало того, ракеты, запущенные с Куру, могут взять на борт на 70 процентов больше груза по сравнению с Байконуром. Зато наш космодром отправляет спутники на круговые орбиты (в основном это аппараты для исследования природных ресурсов и для выполнения военных задач).

А СКАЖИТЕ...

Космонавты на МКС остались без корабля- спасателя?

- По телевизору рассказывали о космонавтах Волкове и Кононенко, которые вышли в космос и вытащили деталь из своего корабля «Союз». Выходит, теперь они остались без спасательной шлюпки и, случись что на Международной космической станции, не смогут вернуться на Землю?

Игорь Нестеренко.

Два раза подряд - в октябре 2007 года и апреле 2008-го - корабли «Союз ТМА» возвращались  по тяжелой для космонавтов баллистической траектории. В этом году экипаж, в котором были Юрий Маленченко, американка Пегги Уитсон и первая космонавтка Южной Кореи Ли Сойен, был на волосок от гибели. Спускаемая капсула не развернулась огнеупорным днищем к Земле, в плотных слоях атмосферы стал прогорать резиновый уплотнитель люка. Специалисты РКК «Энергия», отвечающие за российскую пилотируемую программу, пришли к выводу, что, скорее всего, неприятности доставляют не вовремя срабатывающие пироболты. 

 

Справка «КП». Пироболт соединяет спускаемый и приборно-агрегатный отсеки «Союза». После отстыковки от МКС в пироболт подается электрический импульс, он взрывается, отсеки разделяются. В спускаемом аппарате космонавты возвращаются домой, приборно-агрегатный отсек сгорает в атмосфере.

Специалисты считают, что проблемы с пироболтами возникли из-за большого количества скопившегося на станции статического электричества. МКС работает  давно, на ее поверхности установлено  много аппаратуры, в том числе большие солнечные батареи. Сергей Волков и Олег Кононенко извлекли один из пироболтов «Союза». Его вернут на Землю, чтобы инженеры смогли проверить, насколько верна версия. Но, как заверили меня в РКК «Энергия», отсутствие одного из пироболтов не повлияет на надежность «Союза».  В конструкции их несколько, предусмотрены основная и дублирующая схемы. В любой момент космонавты могут безопасно вернуться на Землю. Хуже другое: скопившееся статическое электричество может повлиять и на другие системы МКС, отвечающие за жизнедеятельность космонавтов. И пока не понятно на какие.

( По материалам http://kp.ru/daily/24132.5/352306/print/ )

Возврат к списку новостей

 

• Конструкторское Бюро • Завод "МИР" •
E-mail: mir@pax.ru • WWW: pax.ru