РОССИЯ - СНГ - ЕВРОПА - АМЕРИКА - АЗИЯ - АФРИКАРОССИЯ - СНГ - ЕВРОПА - АМЕРИКА - АЗИЯ - АФРИКАРОССИЯ - СНГ - ЕВРОПА - АМЕРИКА - АЗИЯ - АФРИКАРОССИЯ - СНГ - ЕВРОПА - АМЕРИКА - АЗИЯ - АФРИКАРОССИЯ - СНГ - ЕВРОПА - АМЕРИКА - АЗИЯ - АФРИКА




Вносится Правительством

Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Технический регламент о безопасности аттракционов

 

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон принят в целях защиты жизни и здоровья людей при пользовании аттракционами и их вспомогательными устройствами на территории Российской Федерации.

 

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» настоящий Федеральный закон – технический регламент о безопасности аттракционов, регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к аттракционам и их вспомогательным устройствам, и связанными с этими отношениями процессами проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, утилизации аттракционов и их вспомогательных устройств.

2. Настоящий технический регламент с учетом степени риска причинения вреда жизни или здоровью детей и взрослых людей – пользователей аттракционов, а также обслуживающего персонала аттракционов, устанавливает минимально необходимые требования, обеспечивающие биомеханическую, механическую, электрическую, пожарную безопасность, а также требования к:

1) идентификации аттракционов для отнесения к области применения настоящего технического регламента;

2) идентификации аттракционов по степени биомеханических рисков для посетителей с целью обоснования назначения форм и схем подтверждения соответствия;

3) информированию посетителей о возможных рисках для их здоровья, связанных с биомеханическими и психоэмоциональными воздействиями аттракционов;

4) требования к оценке соответствия аттракционов.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем техническом регламенте

Для целей настоящего технического регламента используются следующие основные понятия:

1) авария − опасное событие, создающее непосредственную угрозу жизни или здоровью человека или угрозу крупного материального ущерба, состоящее во внезапном разрушении аттракциона, его критичных компонентов или в опасном нарушении штатного режима работы;

2) администратор − официально назначенное эксплуатантом лицо, ответственное за организацию безопасной эксплуатации аттракционов и их вспомогательных устройств;

3) аттракцион − устройство для развлечений детей и взрослых людей (в общественных местах), создающее для пользователей развлекательный эффект за счет биомеханических или психоэмоциональных воздействий;

4) аттракцион механизированный – аттракцион, на котором пассажиров перемещают по заданной траектории или в переделах ограниченного пространства, используя энергию различных видов, за исключением мускульной энергии людей;

5) ввод в эксплуатацию – момент готовности аттракциона к эксплуатации с пассажирами после получения разрешения на эксплуатацию;

6) вид аттракционов – совокупность нескольких типов аттракционов, имеющих однородный принцип действия или совокупность однородных функций;

7) вспомогательные устройства аттракционов – декорации и элементы оформления, ограждения, кассы, иллюминации и другие конструктивные части, используемые совместно с аттракционами и создающие механические и иные риски;

8) изготовитель − юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, изготавливающий продукцию.

Примечание – В целях настоящего технического регламента изготовителем может быть признан эксплуатант или продавец, выпускающий в обращение на территории Российской Федерации аттракцион, произведенный за пределами Российской Федерации, если изготовителя аттракциона установить невозможно, либо на территории Российской Федерации отсутствует лицо, уполномоченное изготовителем на принятие претензий от потребителей;

9) контроль (надзор) − проверка контрольным (надзорным) органом выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований настоящего технического регламента;

10) контрольный (надзорный) орган − орган исполнительной власти, уполномоченный постановлением Правительства Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента;

11) контрольный пуск − испытательный пуск аттракциона без пассажиров, но с имитацией полной нагрузки от пассажиров согласно эксплуатационной документации аттракциона;

12) контур безопасности − часть пространства, внутри которого перемещается пассажир при исключении или минимизации риска получения травм в результате соприкосновения с подвижными и неподвижными элементами конструкций или другими пассажирами или посетителями аттракциона;

13) критичный компонент − часть конструкции, узел или деталь аттракциона или вспомогательного устройства аттракциона, отказ которых может вызвать катастрофические или критические последствия;

14) критичный параметр − существенная характеристика аттракциона или его компонента, нарушение которой может вызвать катастрофические или критические последствия;

15) механик аттракциона − лицо, имеющее необходимую профессиональную подготовку, назначенное эксплуатантом и несущее ответственность за техническое состояние аттракциона и его полное техническое обслуживание в соответствии с требованиями эксплуатационных документов;

16) модификация крупная − любое изменение конструкции критичного компонента или изменение критичного параметра по сравнению с проектными;

17) модуль пассажирский − часть аттракциона, предназначенная для перемещения в ней пассажиров (тележка катальной горы, кабина колеса обозрения, гондола качелей и т.п.). Модуль включает одно или несколько посадочных мест, устройства фиксации и иные необходимые средства обеспечения безопасности;

18) недопустимое использование – использование аттракциона не по назначению или с нарушением правил эксплуатационных документов;

19) обоснование безопасности – документ, содержащий анализ рисков аттракциона и меры их исключения или минимизации конструктивными и эксплуатационными мерами;

20) ограничение пользования − запрет на пользование аттракционом посетителями с отклонениями здоровья от нормы и (или) по возрасту, росту, массе, а также при плохом самочувствии;

21) опасная зона – зона внутри аттракциона или вокруг него, в которой человек подвергается опасности причинения вреда здоровью;

22) оператор аттракциона – лицо, назначенное эксплуатантом, отвечающее за правильное управление аттракционом в соответствии с эксплуатационными документами, когда аттракцион разрешен для доступа посетителей;

23) пассажир − человек, перемещаемый аттракционом;

24) посетитель − человек, находящийся в зоне аттракциона;

25) правила пользования аттракционом − требования для посетителей, установленные проектировщиком или эксплуатантом в соответствии с техническими регламентами для безопасного пользования аттракционом;

26) проверка ежегодная – полная проверка аттракциона, его критичных компонентов и критичных параметров, а также его вспомогательных устройств после проведения ежегодного технического обслуживания;

27) проверка ежедневная − проверка работоспособности и технического состояния критичных компонентов, параметров и других частей аттракциона, а также его вспомогательных устройств, указанных в эксплуатационных документах, включая проведение контрольных пусков;

28) проверка контрольная − регламентированная проверка контрольным (надзорным) органом в соответствии с настоящим техническим регламентом документов подтверждения соответствия, формуляра и эксплуатационных документов на аттракцион, включающая контрольный пуск;

29) проверка полная − проводимая по инициативе эксплуатанта оценка соответствия состояния всех критичных компонентов и критичных параметров аттракциона эксплуатационных документов, включая разборку и осмотр компонентов, если это необходимо, проведение испытаний и контрольных пусков, а также технического состояния иных частей аттракциона и вспомогательных устройств;

30) продавец – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, реализующее продукцию (аттракционы) по возмездному договору и несущее ответственность за соответствие продаваемого аттракциона требованиям настоящего технического регламента;

31) проектировщик − компетентное в проектировании аттракционов юридическое лицо (или дипломированный инженер), спроектировавшее аттракцион (выпустившее проектно-конструкторские и эксплуатационные документы) в соответствии с требованиями настоящего технического регламента;

32) размещение на рынке – ввод аттракциона в эксплуатацию;

33) разрешение на эксплуатацию − документ, выдаваемый эксплуатанту контрольным (надзорным) органом после выполнения необходимых процедур в соответствии с настоящим техническим регламентом;

34) тип аттракционов – аттракционы с несущественными отличиями друг от друга, изготовленные с применением типовой технической документации и типовых технологических процессов;

35) устройства для удерживания (пассажиров) − компоненты аттракциона (сиденья, подножки, перила, поручни, ремни и тому подобное), предназначенные для предотвращения недопустимых перемещений пассажиров в опасную зону на аттракционе;

36) устройство (для) фиксации − устройство в виде дуги, перекладины, ремня, экрана и т.п., оснащенное запирающими устройствами, надежно фиксирующее положение тела пассажира в кресле пассажирского модуля для безопасного восприятия ускорений и ограничивающее его недопустимые  перемещения;

37) формуляр (аттракциона) – документ, идентифицирующий аттракцион и содержащий необходимые сведения о нем;

38) эксплуатант – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, законно эксплуатирующий аттракцион на коммерческой основе или установивший аттракцион на детской площадке для безвозмездной эксплуатации и несущий ответственность за выполнение требований настоящего технического регламента и эксплуатационных документов;

39) эксплуатационные документы − комплект документов, разработанный проектировщиком или эксплуатантом, позволяющий обеспечить безопасность всех процессов эксплуатации и утилизации аттракционов и вспомогательных устройств в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами;

40) электрик аттракциона − лицо, имеющее необходимую профессиональную подготовку, назначенное эксплутантом и несущее ответственность за техническое состояние электрооборудования аттракциона и его техническое обслуживание в соответствии с требованиями эксплуатационных документов.

Статья 4. Объекты технического регулирования

1. Действие настоящего технического регламента распространяется на аттракционы временно устанавливаемые (перевозимые) и стационарные (в том числе, смонтированные на фундаментах), отечественные и зарубежного производства, эксплуатировавшиеся прежде и первоначально размещаемые с целью оказания коммерческих услуг в общественных местах, а также для установки на детских площадках, в детских садах, школах, независимо от места их расположения на территории Российской Федерации, в том числе:

1) механизированные поступательного движения;

2) механизированные вращательного движения;

3) автодромы, дороги и картинги;

4) надувные;

5) соревновательно-развлекательные и призовые;

6) водные немеханизированные для аквапарков, бассейнов, водоемов;

7) для детей,

в которых предусмотрено использование биомеханических воздействий I, II или III степени на пассажиров аттракционов (приложение 1), таких как:

1) подъем на значительную высоту;

2) перемещение со значительными скоростями;

3) перемещение со значительными ускорениями;

4) значительный наклон пассажиров с одновременным подъемом на значительную высоту или достижением значительной скорости.

2. Действие настоящего технического регламента распространяется на механизированные аттракционы c электроприводами с питанием свыше 36 вольт VI степени биомеханических рисков.

3. Действие настоящего технического регламента распространяется на фундаменты и строительные конструкции, вспомогательные устройства, декорации и элементы оформления, ограждения, кассы, иллюминации и другие конструктивные части, используемые совместно с аттракционами, которые могут создавать высокие механические и иные риски для людей.

4. Действие настоящего технического регламента не распространяется на аттракционы, оказывающие низкие биомеханические воздействия на посетителей аттракционов и не создающие высокие механические, электрические или иные риски.

5. Действие настоящего технического регламента не распространяется на конструктивно не связанные с аттракционами строительные объекты, постоянные трибуны, объекты благоустройства и инженерные коммуникации, а также на аттракционы, демонстрируемые на выставках без поездок пассажиров.

6. Действие настоящего технического регламента не распространяется на оборудование для зоопарков, кинотеатров, театров, цирков, спортивных сооружений, игровых автоматов, казино, бассейнов, аквапарков, аквариумов и океанариумов, канатных дорог и транспортных подъемников, спортивные тренажеры и спортивное оборудование, велосипеды, детские автомобили с электроприводами, скейтборды, лодки и моторные лодки, авто-, мото-, авиа- и другие транспортные средства, боулинги и иные аналогичные устройства.

 

Статья 5. Идентификация аттракционов

1. Идентификация аттракциона, подпадающего под сферу действия настоящего технического регламента, производится следующим образом.

Необходимо убедиться, что исследуемое техническое устройство собрано или смонтировано и подготовлено для развлечения посетителей в общественных местах, в том числе на детских площадках, в парках, развлекательных центрах, соответствуют одному или нескольким видам аттракционов, указанным в приложении 1 к настоящему техническому регламенту и может в процессе работы оказывать на людей биомеханические воздействия очень высокого, высокого или повышенного биомеханического уровней риска, указанных в приложении 2 к настоящему техническому регламенту.

2. Аттракциону необходимо присвоить степень биомеханического риска, в соответствии с Приложением 1 к настоящему техническому регламенту и зафиксировать в формуляре или паспорте.

3. Идентификацию аттракциона в соответствии с настоящим техническим регламентом в соответствии с их компетенцией проводят:

1) заявитель (изготовитель, продавец или эксплуатант) на основании информации в формуляре;

2) орган по сертификации;

3) уполномоченный контрольный (надзорный) орган.

 

Статья 6. Размещение аттракциона на рынке

В целях настоящего технического регламента размещением на рынке аттракционов I, II и III степеней биомеханических рисков, а также механизированных аттракционов c электроприводами с питанием свыше 36 вольт VI степени биомеханических рисков, предназначенных для эксплуатации в общественных местах, является их ввод в эксплуатацию на территории Российской Федерации. Ввод в эксплуатацию аттракциона возможен только в случае, если подтверждено его соответствие действующим в отношении него техническим регламентам и получено разрешение на его эксплуатацию.

 

Статья 7. Подтверждение соответствия

1. Подлежат обязательному подтверждению соответствия аттракционы I, II и III степени биомеханических рисков (приложение 1), а также механизированные аттракционы c электроприводами с питанием свыше 36 вольт VI степени биомеханических рисков.

2. Обязательное подтверждение соответствия проводится в форме декларирования или обязательной сертификации путем доказательства выполнения требований настоящего технического регламента, выполнением на добровольной основе требований национальных стандартов по перечню, утвержденному Правительством РФ.

 

Статья 8. Декларирование соответствия аттракционов

1. Декларирование соответствия допускается в отношении конкретных аттракционов и их типов, при эксплуатации которых на территории Российской Федерации, по крайней мере, в течение пяти лет отсутствовали аварии или отказы аттракционов, вызвавшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажиров по вине проектировщика или изготовителя.

2. Декларирование соответствия аттракционов может осуществлять зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющееся продавцом аттракциона (изготовителем, уполномоченным представителем) или импортёром, взявшим на себя функции продавца и иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия поставляемых аттракционов требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов и несущего ответственность за нарушение установленных требований.

3. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательства и документы, результаты собственных исследований и испытаний, а также предъявляет документы, подтверждающие наличие системы менеджмента качества.

4. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель в дополнение к собственным доказательствам по п. 3 настоящей статьи предъявляет протоколы исследований, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, а также предъявляет документы, подтверждающие наличие системы менеджмента качества.

5. Декларация о соответствии оформляется на русском языке, должна соответствовать форме, утвержденной Федеральным агентством по техническому регулированию и должна содержать:

1) наименование (название) и местонахождение заявителя;

2) наименование (название) и местонахождение изготовителя;

3) сведения об аттракционе, его идентифицирующие признаки (наименование, код по общероссийскому классификатору, или проект, по которому выпускается аттракцион, декларируемое количество, партия или единица продукции);

4) заявление о том, что данный аттракцион соответствует требованиям технических регламентов, действующих в отношении аттракциона, и техническим характеристикам, заявленным в формуляре;

5) сведения о проведенных исследованиях (испытаниях), протоколы испытаний аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий, сведения об имеющихся сертификатах;

6) срок действия принимаемой декларации о соответствии;

7) подпись руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя.

6. Срок действия декларации о соответствии устанавливают на конкретный аттракцион в пределах заявленного в формуляре назначенного срока службы.

7. Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации Федеральным агентством по техническому регулированию в течение трех дней.

8. Копия зарегистрированной декларации о соответствии должна прилагаться к формуляру аттракциона.

 

Статья 9. Проведение обязательной сертификации аттракционов

1. Обязательную сертификацию аттракциона проводит аккредитованный орган по сертификации аттракционов по просьбе заявителя.

2. Осуществлять функции заявителя обязательной сертификации аттракциона может зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации российское или иностранное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющееся эксплуатантом, продавцом (изготовителем, уполномоченным представителем) или импортером, взявшим на себя по договору (контракту) функции продавца и иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия поставляемых аттракционов требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов, и несущего ответственность за нарушение установленных требований.

3. Схемы проведения обязательной сертификации для конкретных аттракционов или типов аттракционов применяются согласно Приложению 3 к настоящему техническому регламенту.

4. Орган по сертификации проводит работы в соответствии с выбранной схемой сертификации и принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.

5. Сертификат соответствия оформляют на русском языке по форме, утвержденной Федеральным агентством по техническому регулированию. Сертификат должен содержать:

1) наименование и местонахождение заявителя;

2) наименование и местонахождение изготовителя;

3) наименование и местонахождение органа по сертификации;

4) сведения об аттракционе и его идентифицирующие признаки (наименование, код по общероссийскому классификатору или проект, по которому выпускается аттракцион), декларируемое количество − партия или единица продукции;

5) доказательства соответствия проекта аттракциона требованиям настоящего технического регламента или национальных стандартов, а изготовленного и смонтированного аттракциона – проекту и указанным в нем техническим характеристикам, заявленным в формуляре;

6) доказательства соответствия содержания эксплуатационных документов требованиям технических регламентов, действующих в отношении аттракциона;

7) обозначение или описание схемы сертификации;

8) основание для выдачи сертификата соответствия (документы о проведенных исследованиях и испытаниях, декларации и сертификаты на критичные компоненты, сертификат системы менеджмента качества производства);

9) срок действия сертификата соответствия;

10) регистрационный номер;

11) подпись руководителя органа по сертификации.

6. Выданный сертификат соответствия действует в пределах заявленного в формуляре назначенного ресурса или назначенного срока службы аттракциона.

7. Заверенная органом по сертификации копия сертификата должна прилагаться к формуляру аттракциона.

 

Статья 10. Подтверждение соответствия аттракционов, подвергшихся ремонту или перемещению

Аттракционы, которые подверглись ремонту без модификаций и в соответствии с эксплуатационной документацией, и первоначальные свойства, назначение или тип которых не изменялись, не подлежат повторному подтверждению соответствия.

Если аттракцион подвергался перемещению или крупной модификации, то он должен быть подвергнут подтверждению соответствия в той части, которая связана с перемещением аттракциона или его модификацией.

Заменяемые в соответствии с эксплуатационной документацией критичные компоненты должны иметь документы подтверждения соответствия.

 

Статья 11. Требования безопасности аттракционов при проектировании и изготовлении.

1. Требования безопасности на стадиях проектирования аттракционов, а также требования к формуляру, обоснованию безопасности аттракциона и эксплуатационным документам содержатся в следующих приложениях к настоящему техническому регламенту:

Приложение 4 – Требования безопасности к аттракционам при проектировании;

Приложение 5 – Требования к формуляру аттракциона;

Приложение 6 – Требования к обоснованию безопасности аттракциона;

Приложение 7 – Требования к эксплуатационным документам;

2. Требования безопасности на стадиях изготовления аттракционов содержатся в приложении 8 к настоящему техническому регламенту:

 

Статья 12. Специальные требования безопасности к отдельным видам аттракционов

Специальные требования безопасности к отдельным видам аттракционов содержатся в следующих приложениях к настоящему техническому регламенту:

Приложение 9 – Специальные требования безопасности аттракционов, предназначенных для детей;

Приложение 10 – Специальные требования безопасности для водных аттракционов.

 

Статья 13. Обеспечение безопасной перевозки и хранения аттракционов. Оценка соответствия процессов перевозки и хранения аттракционов требованиям эксплуатационных документов

При проведении перевозки и хранения аттракционов подлежат оценке соответствия эксплуатантом следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:

1) безопасная погрузка на транспортное средство с минимальными рисками повреждения частей аттракциона, особенно критичных компонентов, с надежным закреплением и использованием соответствующих крепежных приспособлений, обеспечение отсутствия недопустимых воздействий на части аттракциона в процессе перевозки. Оценка соответствия проводится продавцом (изготовителем), отгружающим продукцию;

2) обеспечение условий защиты от чрезмерных природных воздействий и сохранности частей аттракциона в процессе их хранения. Оценка соответствия проводится продавцом (изготовителем) до отгрузки, после получения продукции – эксплуатантом.

 

Статья 14. Обеспечение безопасного монтажа, установки и наладки аттракционов. Оценка соответствия процессов монтажа (установки) и наладки аттракционов требованиям эксплуатационных документов

При проведении монтажа (установки), наладки аттракционов подлежат оценке соответствия эксплуатантом следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:

1) обеспечение безопасности основания или фундаментов для монтажа аттракциона и восприятия нагрузок от аттракциона;

2) обеспечение необходимой защиты площадки монтажа от проникновения посторонних лиц в зону проведения работ, наличие ограждений и предупреждающих знаков;

3) обеспечение безопасности применяемого оборудования, техники и монтажно-сборочных процессов, и использования аттестованного персонала;

4) подтверждение комплектности оборудования;

5) обеспечение безопасной установки аттракциона или аттракционов на подготовленную площадку или фундаменты с обеспечением необходимой устойчивости от опрокидывания и обеспечением необходимых контуров безопасности;

6) организация способов и путей возможной эвакуации пассажиров и обслуживающего персонала;

7) обеспечение доступа аварийным службам;

8) установление соответствия смонтированного изделия требованиям монтажной и эксплуатационной документации и составление соответствующих актов;

9) проведение полной проверки аттракциона с участием соответствующего органа по сертификации или заявителя декларирования соответствия.

 

Статья 15. Общие требования к аттракционам до начала эксплуатации с пассажирами. Ввод аттракциона в эксплуатацию.

1. Необходимо идентифицировать (установить) эксплуатанта каждого аттракциона, эксплуатирующегося в общественных местах, в том числе на детских площадках, в парках, развлекательных центрах.

2. Для начала эксплуатации вновь установленного аттракциона эксплуатант должен получить разрешение в контрольном (надзорном) органе. В дальнейшем разрешения продлеваются ежегодно в соответствии с п. 4 настоящей статьи.

3. Для получения разрешения на эксплуатацию эксплуатант проводит необходимую подготовку аттракциона, подбирает и назначает по трудовому договору персонал, направляет в территориальный орган Министерства по чрезвычайным ситуациям информацию из эксплуатационных документов о способах эвакуации пассажиров из аттракциона, если это связано с большой высотой и значительным наклоном пассажирских сидений, подает заявку и сопроводительные документы на получение разрешения в территориальный орган контроля (надзора).

4. Территориальный орган контроля (надзора) в 5-дневный срок после получения заявки от эксплуатанта рассматривает представленные документы и проводит контрольную проверку аттракциона, проверку документов соответствия, оценок соответствия, формуляра и эксплуатационной документации на аттракцион, а также участвует в контрольном пуске аттракциона, выдает разрешение на эксплуатацию аттракциона на срок между контрольными проверками, указанными в эксплуатационных документах, но не более 18 месяцев, либо мотивированный письменный отказ.

Одновременно с разрешением на эксплуатацию орган контроля (надзора) выдает эксплуатанту знак (марку), копия которого размещается для информирования посетителей у входа на аттракцион.

5. В случае отказа в выдаче разрешения, эксплуатант вправе обратиться за выдачей разрешения повторно либо обжаловать действия контрольного (надзорного) органа в вышестоящим органе в порядке подчиненности. Вышестоящий орган рассматривает жалобу, выносит свое решение и сообщает о нем эксплуатанту в 5-дневный срок.

6. В случае отрицательного решения вышестоящего контрольного (надзорного) органа, эксплуатант может обжаловать это решение в арбитражном суде, который рассматривает жалобу в 10-дневный срок.

7. В случае удовлетворения жалобы эксплуатанта, территориальный орган контроля (надзора) в 3-дневный срок выдает эксплуатанту разрешение на эксплуатацию аттракциона.

 

Статья 16. Обеспечение безопасной эксплуатации аттракционов с пассажирами. Оценка соответствия процессов эксплуатации требованиям эксплуатационных документов

1. При эксплуатации механизированных аттракционов с пассажирами подлежит оценке соответствия выполнение следующих требований:

1) подтверждение назначения эксплуатантом администратора, операторов, механиков и электриков аттракциона;

2) подтверждение обучения и инструктажа персонала;

3) размещение информации о наличии и сроках действия разрешения на эксплуатацию аттракциона;

4) размещение правил пользования аттракционом для посетителей, а также правил обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы;

5) размещение информации об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, по возрасту, росту и массе (если это требуется), для аттракционов I и II степени биомеханических рисков информация излагается на русском и английском языке;

6) размещение средств для измерения роста и веса (объема) (если это требуется);

7) размещение информации об адресах и телефонах экстренных служб;

8) размещение на пульте аттракциона таблички с основными техническими характеристиками аттракциона;

9) размещение аптечки, организация места оказания первой медицинской помощи.

10) размещение необходимых эвакуационных знаков, плана и мероприятий по эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле;

11) организация средств эвакуации пассажиров из пассажирских модулей;

12) размещение на аттракционе основных правил для оператора;

13) размещение схем загрузки аттракциона пассажирами (если это требуется);

14) размещение на аттракционе таблички с требованиями механику по порядку ежедневных проверок критичных компонентов и параметров;

15) выполнение требований инструкций по эксплуатации, инструкций по ремонту и техническому обслуживанию, ведение соответствующих журналов;

16) успешное проведение ежедневных проверок аттракциона, с записями в журнале администратора о ежедневных допусках аттракциона к эксплуатации;

17) исключение свободного доступа пассажиров в опасные зоны во время работы аттракциона и вне его работы;

18) исключение недопустимого использования аттракциона;

19) организация безопасных рабочих мест персонала.

2. При проведении эксплуатации немеханизированных аттракционов I и II степени биомеханических рисков подлежат оценке соответствия следующие процедуры:

1) подтверждение назначения эксплуатантом администратора, операторов, механиков и электриков аттракциона;

2) размещение информации о наличии и сроках действия разрешения на эксплуатацию аттракциона;

3) выполнение требований инструкций по эксплуатации, инструкций по ремонту и техническому обслуживанию, ведение соответствующих журналов;

4) исключение возможности попадания пассажиров в опасные зоны во время работы аттракциона и вне его работы;

5) исключение недопустимого использования аттракциона;

6) размещение информации об ограничениях пользования по возрасту, росту и массе (объему) (если это требуется);

7) размещение правил пользования аттракционом для посетителей;

8) размещение информации об адресах и телефонах экстренных служб.

3. Допускается самостоятельное пользование детьми старше 3-х лет, а также детьми до 3-х лет в сопровождении взрослых или подростков немеханизированными аттракционами III и IV степеней биомеханических рисков, установленными на детских площадках.

Для технического обслуживания и ремонта указанных аттракционов эксплуатант назначает приказом или по договору ответственное лицо.

Указанные аттракционы должны быть снабжены:

1) информацией об ограничениях пользования по возрасту, росту и массе;

2) правилами пользования для посетителей;

3) информацией об адресах и телефонах эксплуатанта и экстренных служб.

 

Статья 17. Эвакуация пассажиров при нештатной остановке аттракциона

1. Для эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном к земле в эксплуатационных документах и правилах пользования проектировщиком должно быть указано время допустимого нахождения пассажиров в креслах или пассажирских модулях и способы эвакуации пассажиров персоналом аттракциона.

2. Если в аттракционе отсутствуют штатные средства эвакуации, то должны быть предусмотрены и согласованы с органами Министерства по чрезвычайным ситуациям способы  эвакуации пассажиров с использованием средств территориальных органов Министерства.

3. Сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям должны эвакуировать пассажиров аттракционов с учетом требований эксплуатационных документов аттракционов.

 

Статья 18. Техническое обслуживание и ремонт

1. Для аттракционов I, II и механизированных аттракционов III и VI степени биомеханических рисков перед пуском в эксплуатацию эксплуатант проводит ежедневную проверку.

2. Для аттракционов I и II степени биомеханических рисков эксплуатант проводит еженедельную оценку технического состояния.

3. Для эксплуатировавшихся аттракционов I, II и III степеней биомеханических рисков, а также механизированных аттракционов c электроприводами с питанием свыше 36 вольт VI степени биомеханических рисков, предназначенных для эксплуатации в общественных местах, а также после длительного (свыше 12 месяцев) приостановления эксплуатации аттракциона эксплуатантом, простоя по техническим причинам, в случае проведения частичной или полной разборки аттракциона, после новой установки или крупной модификации, выполняется полная проверка аттракциона.

Эксплуатант проводит контрольную проверку с участием изготовителя или соответствующего органа по сертификации (заявителя, подавшего декларацию на этот аттракцион). Их положительное заключение о работоспособности аттракциона является достаточным основанием для продления контрольным (надзорным) органом разрешения на эксплуатацию аттракциона на срок до 18 месяцев.

4. Техническое обслуживание и ремонт аттракционов проводят в соответствии с эксплуатационными документами.

 

Статья 19. Мероприятия после аварии или отказа аттракциона, вызвавших причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей

1. Если произошла авария или отказ аттракциона с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей, эксплуатация этого аттракциона  немедленно приостанавливается эксплуатантом и немедленно вызывается скорая помощь для пострадавших. Расследование инцидента проводится уполномоченным органом и в сроки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. Заключение о степени тяжести травмы дает по запросу контрольного (надзорного) органа или правоохранительного органа клинико-экспертная комиссия медицинского учреждения, в которое направлен пострадавший.

3. После получения заключения, установившего тяжкий или средней тяжести вред здоровью людей, контрольный (надзорный) орган направляет в течение 24 часов информацию об инциденте в орган по сертификации или орган, регистрирующий декларацию соответствия.

4. Если в результате расследования инцидента уполномоченным органом выяснится, что авария или отказ являются следствием проектного или производственного дефекта, то контрольный (надзорный) орган извещает об инциденте каждого эксплуатанта, эксплуатирующего аттракцион данного типа на территории Российской Федерации о выявленном дефекте, и требует немедленно приостановить эксплуатацию аттракционов данного типа до устранения указанного дефекта.

Решение контрольного (надзорного) органа эксплуатант может обжаловать в порядке подчиненности в вышестоящем органе или в арбитражном суде, который рассматривает жалобу в 10-дневный срок.

5. Повторный ввод в эксплуатацию аттракциона допускается после устранения дефекта, проведения подтверждения соответствия и контрольной проверки каждого выведенного из эксплуатации аттракциона.

6. Если в результате расследования инцидента выяснится, что авария является следствием нарушения эксплуатационных документов, то контрольный (надзорный) орган выносит постановление о приостановлении  эксплуатации конкретного аттракциона до устранения дефекта и проведения контрольной проверки. Срок проведения контрольной проверки 5 дней после подачи заявления эксплуатантом.

Постановление контрольного (надзорного) органа эксплуатант может обжаловать в порядке подчиненности в вышестоящем органе или в арбитражном суде, который рассматривает жалобу в 10-дневный срок..

7. Повторный ввод в эксплуатацию  аттракциона допускается после устранения причин, вызвавших инцидент и проведения контрольной проверки.

 

Статья 20. Мероприятия для аттракционов с истекшим сроком службы или использованным назначенным ресурсом

1. Если назначенный срок службы основной несущей конструкции и незаменяемых частей аттракциона истек, то эксплуатация аттракциона эксплуатантом должна быть приостановлена.

2. Возобновление эксплуатации возможно после продления документа о  подтверждении соответствия на основании положительной оценки предполагаемого остаточного ресурса аттракциона проектировщиком или иной компетентной организацией, которая проводит неразрушающий контроль металлоконструкции с целью выявления внешних и внутренних дефектов, в том числе, износа, коррозии, усталости металла.

На основании положительных результатов контрольной проверки эксплуатант должен обратиться с заключением в орган по сертификации, который продлевает действие сертификата соответствия или в орган, регистрирующий декларацию соответствия в установленном порядке.

Для получения разрешения на эксплуатацию эксплуатант обращается в контрольный (надзорный) орган.

3. Если в результате проверки технического состояния выяснится, что ресурс основной несущей конструкции аттракциона исчерпан (достигнуто предельное состояние), то такой аттракцион должен быть выведен из эксплуатации.

 

Статья 21. Утилизация аттракционов

1. Критичные компоненты аттракциона, достигшие предельного состояния, должны быть переведены в состояние, гарантирующее невозможность их дальнейшего использования (разрезаны, деформированы), или утилизированы.

2. О проведении утилизации аттракциона или его критичных компонентов эксплуатантом составляется акт и передается в контрольный (надзорный) орган, проектировщику и в орган по сертификации или в орган, принявший декларацию.

 

Статья 22. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента проводится Федеральной службой по контролю (надзору) за безопасностью аттракционов и ее территориальными органами а также иными органами федерального контроля (надзора) в пределах их компетенции.

2. Государственный контроль (надзор) проводится в отношении аттракционов I, II и III степеней биомеханических рисков и механизированных аттракционов c электроприводами с питанием свыше 36 вольт VI степени биомеханических рисков, предназначенных для эксплуатации в общественных местах, на стадиях ввода в эксплуатацию, эксплуатации с пассажирами и вывода из эксплуатации.

3. Аттракционы III и IV степеней биомеханических рисков, используемые физическими лицами для личного пользования не подлежат государственному контролю (надзору).

4. Территориальные органы контроля (надзора):

а) регистрируют эксплуатантов, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации аттракционы;

б) выдают разрешения на эксплуатацию аттракционов или отказывают в выдаче разрешений в 5-дневный срок;

в) в случае необходимости привлекают экспертов – изготовителя или орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, или заявителя, подавшего декларацию о соответствии, для подтверждения опасных дефектов в аттракционах, которые могут причинить вред пассажирам аттракционов в будущем. На основании заключения выносят предупреждение эксплуатанту об устранении дефектов или нарушений правил эксплуатации, в случае неисполнения эксплуатантом предупреждения – обращаются с иском о приостановлении эксплуатации в арбитражный суд;

Примечание: Остановка аттракциона с пассажирами, при которой не произошло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей, и не получено заключение экспертов о наличии дефекта конструкции, угрожающего причинению вреда пользователям аттракциона в будущем, не является основанием для вынесения постановления о приостановлении эксплуатации аттракциона.

г) выносят постановление о приостановлении эксплуатации, если произошла авария или отказ аттракциона с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей до устранения причин, вызвавших аварию или отказ, в случае неисполнения постановления обращаются с иском в суд по гражданским делам;

д) отзывают разрешения на эксплуатацию аттракционов при окончании действия документов подтверждения соответствия, многократных грубых нарушениях правил эксплуатации аттракциона с пассажирами, изложенных в эксплуатационных документах.

5. Вышестоящие органы контроля (надзора) организуют работу территориальных органов, рассматривают жалобы эксплуатантов, собирают, анализируют и обобщают информацию об авариях на аттракционах, вызвавших крупный материальный ущерб или причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей, размещают информацию на официальном сайте, доводят до сведения заинтересованных лиц.

 

Статья 23. Ответственность эксплуатанта

1. Эксплуатант обязан обеспечить соответствие процедур эксплуатации аттракционов требованиям настоящего технического регламента и эксплуатационных документов аттракциона.

2. За нарушение требований настоящего технического регламента, эксплуатант или назначенные им лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 24. Ответственность продавца

1. Продавец передает эксплуатанту вместе с аттракционом полный комплект эксплуатационной документации,  включая формуляр.

2. Продавец обеспечивает соответствие аттракционов, поставляемых на территорию Российской Федерации, техническим регламентам, и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 25. Переходные положения

1. По истечении 1 года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательному подтверждению соответствия подлежат аттракционы, вводимые в эксплуатацию впервые.

2. Для аттракционов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие их соответствие национальным стандартам, сохраняют силу в течение указанного в них срока действия.

В течение 1 года после вступления в силу настоящего Федерального закона эксплуатационная документация должна быть приведена эксплуатантом или продавцом (изготовителем) в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

3. Аттракционы, у которых назначенный срок службы истек и не продлен в установленном порядке, подлежат немедленному выводу из эксплуатации.

4. После вступления в силу настоящего Федерального закона, при вторичном вводе аттракционов в эксплуатацию, в том числе после крупной модификации, приостановления эксплуатации в установленном порядке по причине аварии или отказа с причинением тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей, приостановления эксплуатации по причине истечения назначенного срока службы аттракциона, должны быть проведены обязательное подтверждение соответствия и контрольная проверка согласно требованиям настоящего Федерального закона и других действующих в отношении аттракционов технических регламентов.

 

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

• Конструкторское Бюро • Завод "МИР" •
E-mail: mir@pax.ru • WWW: pax.ru